На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Зеркало дня

5 378 подписчиков

Свежие комментарии

  • Алексей Васицев
    Точно, гвоздем 150-200мм или лучше шурупом, такого же размера)))))))))))))))Вот такое нашли в...
  • Ольга Заварухина
    Александр не надо нервничать, на тот свет успеете,  наш народ не желает раньше времени покидать белый свет. Рассказыв..."ВЕЛИКОБРИТАНИЮ С...

С торговыми сетями нужно что-то делать

 

В России определяется достаточно тревожная тенденция, которая рискует стать одной из главных проблем страны. Это усиливающийся диктат крупных торговых сетей, которые вытесняют региональные сети, а также предприятия малого и среднего бизнеса

В третьем квартале крупнейшие торговые сети показали практически рекордные прибыли. Все это происходит на фоне стагнации реальных располагаемых доходов граждан;

Посмотрим на финансовые показатели четырех крупнейших торговых сетей в России за третий квартал этого года

Выручка / Чистая прибыль:

  • X5 Group (Пятерочка, Перекресток, Карусель): 543,6 млрд (+11,7%) / 12,2 млрд (+55,9%)

  • Магнит: 489,3 млрд (+27,7%) / 13,6 млрд (+41,1%)

  • Лента: 118,2 млрд (+13,3%) / 4,2 млрд (+91,4%)

  • Fix Price: 57,9 млрд (+17,8%) / 5,1 млрд (+84,2%)

Как видим, чистая прибыль крупнейших торговых сетей увеличилась на десятки процентов год к году. Происходит это за счет вытеснения иных участников розничной торговли, а также роста дельты, которая образовывается из разницы между оптовой ценой товара и розничной.

Фактически торговые сети постепенно устанавливают диктат, делая ситуацию безвыходной, с одной стороны, для производителей продукции, с другой - для покупателей.

Особого драматизма добавляет тот факт, что практически весь ритейл зарегистрирован в офшорах. Например, у X5 Group это Нидерланды, у Fix Price - Британские виргинские острова. Исключением является только лишь Лента, которая в прошлом году перерегистрировалась с Кипра в специальный административный район на о. Октябрьский (Калининград).

Таким образом вырисовывается следующая схема. Ритейл все больше выкручивает руки производителям и покупателям, увеличивая свою маржинальность, а прибыль выводится в офшоры вместо того, чтобы работать на благо отечественной экономики.

У нас бы не было столько претензий к торговым сетям, если бы не последний факт. Даже в том случае, если бы они устанавливали огромную наценку на товары, но прибыль оставалась в России, подобная ситуация нас бы устраивала. Да, в краткосрочной перспективе граждане отдавали бы значительную часть своего дохода сетям, но в средне и долгосрочной перспективе через несколько оборотов. эти деньги все равно возвращались бы населению. Да еще и со своеобразными процентами. Отрицать это могут только приверженцы леволиберальных теорий, согласно которым деньги являются не инструментом, а товаром.

Однако в нашем случае выведенные в офшоры средства становятся именно товаром, поскольку рубли (инструмент, который может эмитировать государства) меняются на валюту, которую мы эмитировать не можем. Следовательно от каждого выведенного доллара снижается покупательная способность рубля.

По мере все большего захвата рынка крупным ритейлом отток капитала только нарастает.

Правительству необходимо уже сейчас принимать безотлагательные меры, пока ситуация не стала критической. Можно услышать мнение, что для решения проблемы диктата торговых сетей необходимо повышать уровень конкуренции. К сожалению или счастью, данные теории в России не работают. Наша экономика традиционно отличается от западной. Регулировать подобные процессы должно государство, а не рынок.

Вместе с этим, достаточно спорным является утверждение, что государство должно брать торговые сети под собственное управление. Есть большое количество аргументов как «за», так и «против». На наш взгляд, государственная машина должна быть эффективной и мобильной. Навешивать на государство огромное количество функций, делая его неповоротливым, не стоит.

Для регулирования торговли государство достаточно принять ряд законов. А, именно:

  • запретить вести деятельность торговым компаниям, бенефициарами которых являются офшорные юридические лица.

  • ограничить максимально возможную наценку на базовые потребительские товары.

Как показал опыт введения фиксированных цен на масло и сахар, подобная мера является эффективной и действенной.

Константин Двинский

Источник: aurora.network

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх