На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Зеркало дня

5 372 подписчика

Свежие комментарии

Российский политический процесс как спектакль.

 

Дежавю.

Каждые четыре, а теперь уже пять лет российский зритель политического театра ходит на один и тот же спектакль. На афишах висит название  "Выбор без выбора", когда вся страна помогает играющей много лет на политической сцене труппе очередной раз продлить себе гастрольный контракт. В нашем спектакле это значит вновь переназначить себя во власти и обозначить перед Западом свою легитимность на очередной электоральный период.

 

Тема выборов в России давно перестала быть темой выбора судьбы страны и стала темой для театральной сатиры. Все прекрасно знают результат заранее, но на спектакль "Выборы" ходят по привычке, унаследованной с советских времён. Некоторые особенно наивные зрители полагают, что с помощью посещения театра они могут изменить сценарий спектакля, повлиять на режиссуру, отстранить от игры каких-то несимпатичных им политических актёров и представляемые ими группировки. Более понимающие либо на выборы вовсе не ходят, либо ходят, чтобы насолить властям и проголосовать протестно, чтобы хоть так показать, что в сообществе управляемой демократии есть "недовольные театральным календарём" люди. Это вовсе не обязательно сторонники театрального экспериментатора Навального и прочих любителей либерального андеграунда, это в основном те, кто по складу ума может быть отнесён к категории идеалистов. Им всегда за державу обидно, хочется всё по совести и противно участвовать в политических спектаклях, где им отведена роль дураков и болванов. Они хотят, чтобы страна действительноВЫБИРАЛА каждый раз свою судьбу.

Однако происходит как в анекдоте: "Съесть-то он съест, да кто ж ему даст!".

Политическая ситуация в России понятна и предсказуема.

"В Багдаде всё спокойно", "партия эмира" вновь получит все чмоки и поцелуи от благодарного зрительского сообщества, день ото дня чувствующего на себе всё более усиливающуюся заботу Правительства, фальшивая трусливая театральная оппозиция поглодает на отведённой ей  политической периферии разрешённые для обгладывания кости, в надежде за правильное поведение занять отведённое им количество мест в массовке, ибо на главные роли её не пускают. Запад в очередной раз, не сумев протолкнуть свою агентуру на сцену публичной политики, обвинит Россию в отсутствии демократии и прав человека - и всё успокоится на очередные пять лет. Всё будет как всегда, как обычно. 

 

"Кричали женщины "ура!" и в воздух чепчики бросали". 

Однако актёры политического театра иногда вызывают интерес не меньше актёров театра обыкновенного. Как обычный уездный актёр играет роль мавра, так обычные политические актёры играют роль политических лидеров. 

Однако зрителю ни на минуту нельзя забывать, что политическими актёрами умело руководят "господа Мезрзляевы" из тайной полиции. 

Таковы законы политического жанра, точнее, жанра политического спектакля. Не спутать амплуа с реальностью - главная задача для физического выживания актёра политического театра, играющего роль бунтаря, трибуна и горлана-главаря. 

Заигравшиеся актёры немедленно выводятся за штат и лишаются жалованья. И это ещё самое хорошее для них окончание карьеры. Бывает и устрицами травятся или на рыбалке тонут. Или садятся надолго, где потом умирают от раскаяния. 

Политическая театральная традиция в России имеет свои академические сложившиеся школы. Как Театр Вахтангова, Малый театр, БДТ и МХАТ. В России они называются "Единая Россия", КПРФ, ЛДПР и "Справедливая Россия". Сотни любительских театров, пытающихся пролезть на подмостки, никак не влияют на театральную температуру главных корифеев искусства. 

Четыре главных театральных школы российского политического театра. 

Сразу надо сказать, что при всём богатстве актёрской и режиссёрской палитры, у российского политического театра есть свой Станиславский и Немирович-Данченко. Свой режиссёр и постановщик. Это несомненно Владимир Владимирович Путин. Только его слов "Не верю" больше всего боятся звёзды российского политического театра независимо от театральной принадлежности. Именно Путин ставит им сверхзадачу роли, именно он определяет соответствие образу, именно он платит им зарплату. Он же пишет критические рецензии. Зрители занимают места согласно купленным билетам. 

Театр "Единая Россия".

Сообщество бюрократов, занимающих высшие посты в центре и в регионах. Собраны Путным в одно управляемое сообщество для предотвращения их продажности оптом и в розницу мировым центрам влияния. Партийной идентификации не имеют, потому что не имеют идеологии. Точнее, не имеют другой идеологии, кроме жажды власти и денег. Принадлежат любой партии, прорвавшейся к власти. Нет жёстких идеологических требований к членству. Лидер театральной труппы  неавтортарен и подчёркнуто комичен. В силу этого театр ЕР никогда не сможет отвязаться от диктата режиссёра и стать самостоятельным игроком.

Зрителям театру предложить нечего, кроме себя самого. Концепций нет, экспериментов боятся. Сценический язык скучный, внешне приукрашенный виньетками современности типа модных "праймериз", которые усиливают кастинг актёров, но никак не влияют на сценарий спектакля. Театральную культуру труппа стремится заимствовать на Западе, хотя позиционирует себя как российский консервативный театр.Театру верны зрители неглубокие, с низким культурным уровнем, не понимающие природы театрального искусства. Такой зритель верит в реальность происходящего на сцене, любит автографы кумиров и живёт по принципу "Лишь бы не было войны". Запугивая его внешним врагом, который не дремлет, сценаристы и актёры театра ЕР снимают с себя всякую ответственность за ход спектакля. Обомлевший от страха зритель готов им простить любые ляпы. Ведущие актёры любят роли Заботящихся о народе титанов политики.

Театр ЛДПР. 

Это несомненно театр одного актёра. Что смешно - и сам театр, и его единственный главный актёр были утверждены в 1989 году могущественным советским КГБ для улавливания либералов и раскола оппозиционного либерального движения. Ну кто может предположить в 1989 году создание партии, оппозиционной КПСС, без участия КГБ? Именно отсюда название театра. Лидер - типичный человек ниоткуда, агент спецслужб, прожжённый и циничный, неглупый и бесконечно продажный, как всякий адвокат, каким его презентовали советские СМИ на первом учредительном съезде ЛДП СССР. Сыграет по заказу хоть либерала, хоть адвоката, хоть патриота, хоть вождя, хоть папу римского. 

Таким был главный актёр театра ЛДПР в период прохождения кастнга в недрах Пятого управления КГБ. 

А таков он теперь, в период пика театральной славы.

Задумывался театр ЛДПР для борьбы с рвущимися к власти либералами, но после победы либералов ЛДПР решено было оставить и использовать для борьбы уже с попавшими в оппозицию коммунистами. Уж больно главный артист был хорош. Учитывая абсолютно тупую умственную составляющую главного зрителя театра ЛДПР, даже название было решено не менять - всё равно эти тупицы не заметят несоответствия названия и идеологии, а к бренду театра уже привыкли. 

Сегодня на спектакли ЛДПР ходит самая маргинальная часть общества. но поскольку их довольно много, оставлять их без пастуха признано нецелесообразным. В настоящее время главный артист используется для провокаций и пробных вбросов в общество тех тезисов, реакцию на которые "Отдел культуры" хочет протестировать, но не может поручить это нормальным актёрам с классическим амплуа. А с шута взятки гладки. 

Театр КПРФ. 

Архаичный театр, совмещающий в эпоху модерна и интернета театральную эстетику времён Окон РОСТА и плакатов художника Дейнеки. Устаревшая эстетика плаката влечёт за собой престарелый зрительский состав. Именно это порождает порой судорожные попытки пригласить в труппу новых дизайнеров сцены от разных экспериментальных трупп - театр остро нуждается в молодом зрителе. 

Все попытки театральных дизайнеров от КПРФ заговорить на языке молодёжи до сей поры заканчивались неудачей, превращаясь или в ересь (попытка отвергнутого Зюгановым симбиоза Рашкина с Навальным), 

или в кич,  

или в едкую сатиру конкурентов

 

Но бабушки верят в свой театр и ходят на все его постановки.

Театр "Справедливая Россия".

Труппа невелика. Создавалась Администрацией Президента как противовес театру КПРФ и распущенному за ненадобностью театру "Партия "Родина". Театр "Справедливая Россия" во главе труппы имеет достаточно слабого художественного руководителя, всегда теряющего управление над своими амбициозными коллегами: отец и сын Гудковы, Илья Яшин,  Оксана Дмитриева - всё это этапы больших склок в театре, ставшем ненужным его учредителям, но очень не желающим покидать сцену. 

Все политические театры в России имеют свою историю, свою драматургию и свою эстетику. Имеют они и своего зрителя. Парадокс заключается в том, что у этих театров практически нет филиалов по России - за исключением театра КПРФ, который филиалы имеет, но число актёров в них стремительно сокращается. Так возникает традиция.

У одних - традиция произнесения трагических монологов и изображения шума падающей скалы за сценой. 

У других - традиция посещать эти спектакли и думать, что предлагаемое им зрелище и есть настоящая жизнь. 

И только самые догадливые знают, что настоящая жизнь - это шум на улице. К которому внимательно прислушивается "Отдел культуры". 

Но это уже тема, не имеющая отношения к театру. 

Александр Халдей

https://cont.ws/post/258400

наверх