На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Зеркало дня

5 372 подписчика

Свежие комментарии

Поляки убивали евреев.

Аватар пользователя ПаШ'А

Они на­си­ло­ва­ли, уби­ва­ли, вы­ры­ва­ли зо­ло­тые ко­рон­ки, раз­би­ва­ли го­лов­ки ма­лень­ких детей о стены. Это не пре­ступ­ле­ния фа­ши­стов, не дело рук боль­ше­ви­ков, не рейд банд УПА. Так поляки рас­прав­ля­лись с ев­рей­ски­ми со­се­дя­ми на рубеже июня и июля 1941 года. Немцам даже не при­хо­ди­лось за ними над­зи­рать или осо­бен­но их по­буж­дать.

 

По­гро­мы со­се­дей, говоря в общем, — это спон­тан­ные на­па­де­ния мест­но­го на­се­ле­ния на евреев, лишь от­ча­сти «на­прав­ля­е­мые» на­ци­ста­ми. Они часто про­ис­хо­ди­ли на тер­ри­то­ри­ях, с ко­то­рых от­сту­пи­ла Крас­ная Армия, неза­дол­го до или сразу после вступ­ле­ния немец­кой армии.

Со­глас­но при­ка­зу Рей­н­хар­да Гей­дри­ха, на первом этапе гер­ма­но‑со­вет­ской войны армия должна была со­сре­до­то­чить­ся на ан­тие­в­рей­ской или, шире, ан­ти­боль­ше­вист­ской про­па­ган­де. Идея со­сто­я­ла в том, чтобы внед­рить миф о еврее‑боль­ше­ви­ке, со­юз­ни­ке Ста­ли­на, в кол­лек­тив­ное со­зна­ние. Немцы пред­по­ла­га­ли, что в этом случае поляки сами «зай­мут­ся» своими ев­рей­ски­ми со­се­дя­ми. И это пред­по­ло­же­ние ока­за­лось верным.

Го­нён­дз

Се­год­ня у меня нет вре­ме­ни, я должен по­кон­чить с ев­ре­я­ми.

Бер­нард К.

27 июня 1941 года на­ци­сты вошли в Го­нён­дз. Вре­мен­ное управ­ле­ние го­ро­дом оста­ва­лось в руках го­род­ско­го совета, сфор­ми­ро­ван­но­го несколь­ки­ми днями ранее. Поляки прак­ти­че­ски немед­лен­но при­ня­ли ре­ше­ние пе­ре­счи­тать ев­рей­ских жи­те­лей. 4 июля, после при­бы­тия несколь­ких немец­ких офи­це­ров, все были со­бра­ны на рынке.

Го­род­ской совет указал на 30 евреев, об­ви­ня­е­мых в со­труд­ни­че­стве с Крас­ной Армией.

После же­сто­ко­го из­би­е­ния их от­пра­ви­ли во вре­мен­ную тюрьму в под­ва­ле мест­но­го ма­га­зи­на. Осталь­ных ев­рей­ских мужчин раз­де­ли­ли на «ра­бо­чие бри­га­ды» и за­пер­ли в сарае. Они должны были стать ра­бо­чей силой для мест­ных кре­стьян. А «боль­ше­ви­ков» убили на мест­ном ев­рей­ском клад­би­ще.

По сви­де­тель­ствам оче­вид­цев, их уби­ва­ли ме­тал­ли­че­ски­ми пру­тья­ми и по­лу­жи­вы­ми сбра­сы­ва­ли в за­ра­нее вы­ры­тую яму. В сле­ду­ю­щие две недели про­ис­хо­ди­ли бес­чис­лен­ные убий­ства, гра­бе­жи и из­на­си­ло­ва­ния. Со­вер­шав­шие это поляки дей­ство­ва­ли без над­зо­ра со сто­ро­ны немец­ких войск.

Фак­ти­че­ский погром про­изо­шел сразу после того, как на­ци­сты решили со­здать гетто. В ночь с 21 на 22 июля 1941 года поль­ская граж­дан­ская по­ли­ция убила более 20 евреев, многие другие были под­верг­ну­ты пыткам. Даже самые ма­лень­кие ев­рей­ские де­воч­ки были из­на­си­ло­ва­ны. Несколь­ко че­ло­век были заживо по­гре­бе­ны вместе с телами за­му­чен­ных на хо­лер­ном клад­би­ще, так на­зы­ва­е­мой «хо­лер­ной горке».

Goniadz_kirkut-1-768x590.jpg

Здесь, на ев­рей­ском клад­би­щк в Го­нён­дзе, были убиты мест­ные евреи

О же­сто­ко­сти по­ля­ков лучше всего сви­де­тель­ству­ет тот факт, что мест­ный юде­нрат об­ра­тил­ся к немцам, дис­ло­ци­ро­ван­ным в со­сед­нем Осовце, за по­мо­щью и за­щи­той от охва­чен­ных безу­ми­ем мест­ных жи­те­лей. Ко­ман­дир форта Осовец прибыл на место и при­го­во­рил к смерти 17 из 70 об­ви­ня­е­мых по­ля­ков. Но не за убий­ства евреев, а за грабеж их иму­ще­ства, ко­то­рое фор­маль­но счи­та­лось соб­ствен­но­стью Тре­тье­го рейха. Со­глас­но се­го­дняш­ним оцен­кам, ко­ли­че­ство жертв в Го­нён­дзе со­став­ля­ет 217 че­ло­век.

Вонсош

<…> Я помню, как в вос­кре­се­нье ве­че­ром видел, что Ан­то­ний из Вон­со­ша убил ударом лопаты по голове двух ма­ло­лет­них де­во­чек <…>

Ста­ни­слав Д.

Од­но­вре­мен­но со вступ­ле­ни­ем немец­ких войск в Вонсош была сфор­ми­ро­ва­на поль­ская по­ли­ция, ко­то­рая осу­ществ­ля­ла кон­троль над го­ро­дом. Немцы огра­ни­чи­лись здесь стан­дарт­ны­ми про­па­ган­дист­ски­ми дей­стви­я­ми и под­жо­гом си­на­го­ги, после чего по­ки­ну­ли город.

Погром, ко­то­рый со­сто­ял­ся 5 июля 1941 года, был тща­тель­но спла­ни­ро­ван. Палачи за­ра­нее под­го­то­ви­ли спе­ци­аль­ное во­ору­же­ние (ко­ва­ные ду­бин­ки, гири с пру­жи­на­ми). Они под­го­то­ви­ли место для за­ка­пы­ва­ния трупов — про­ти­во­тан­ко­вый ров, вы­ры­тый Крас­ной Армией. Они также по­за­бо­ти­лись о нужном ко­ли­че­стве га­ше­ной из­ве­сти, чтобы не рас­про­стра­ни­лась зараза. Во из­бе­жа­ние по­бе­гов город был окру­жен спе­ци­аль­ны­ми граж­дан­ски­ми бри­га­да­ми.

Во­пре­ки широко рас­про­стра­нен­но­му мнению, убий­ства со­вер­ша­лись не одур­ма­нен­ной водкой толпой, а вид­ны­ми и об­ра­зо­ван­ны­ми граж­да­на­ми, ру­ко­вод­ству­ю­щи­ми­ся ло­зун­га­ми «пат­ри­о­тиз­ма», часто — чле­на­ми На­ци­о­наль­ной партии. За­ра­нее были на­зна­че­ны лица, от­ве­ча­ю­щие за от­дель­ные этапы ис­треб­ле­ния: вы­ма­ни­ва­ние евреев из домов, до­став­ку их ко рву, уклад­ку трупов.

По­ка­за­ния сви­де­те­лей рисуют дан­тов­ские кар­ти­ны — раз­би­ва­ние дет­ских голов об стены, от­ру­ба­ние паль­цев с коль­ца­ми, из­на­си­ло­ва­ния, вы­би­ва­ние зо­ло­тых зубов, вы­ры­ва­ние языков. Акция уни­что­же­ния дли­лась три дня. После куль­ми­на­ци­он­ной ночи убий­ства уже не про­ис­хо­ди­ли на улицах, пой­ман­ных евреев вели ко рву, чтобы каз­нить там. Удары по голове не всегда были эф­фек­тив­ны­ми, и трупы за­ка­пы­ва­ли вместе с живыми людьми. В по­гро­ме по­гиб­ли 250 евреев, хотя в неко­то­рых со­об­ще­ни­ях го­во­рит­ся и о 1200 жерт­вах.

German_antisemitic_and_anti-Soviet_poste

На­ци­сты хотели за­кре­пить в поль­ском со­зна­нии образ еврея‑боль­ше­ви­ка.Немец­кий про­па­ган­дист­ский плакат времен Второй ми­ро­вой войны

Рай­груд

<…> когда евреи лежали на земле, Б. Феликс взял штык и по оче­ре­ди про­ты­кал каж­до­го еврея под левую ло­пат­ку, а те, кто был рядом с ним, ло­па­та­ми раз­ру­ба­ли евреям головы и бро­са­ли их в тран­шею.

Чеслав К.

В Рай­гру­де власть также осу­ществ­ля­ла поль­ская граж­дан­ская стража — по сути, с июня по сен­тябрь 1941 года. Немцы лишь несколь­ко раз по­яв­ля­лись там, чтобы про­кон­тро­ли­ро­вать про­гресс в «очи­ще­нии» города от евреев. Так же как и в Вон­со­ше, ини­ци­а­ти­ва в «борьбе с боль­ше­вист­ско‑ев­рей­ским врагом» при­над­ле­жа­ла куль­тур­ной и ин­тел­лек­ту­аль­ной элите города. На­па­де­ния на евреев на­ча­лись сразу после от­ступ­ле­ния Крас­ной Армии, хотя по­на­ча­лу они носили ха­о­ти­че­ский ха­рак­тер.

Уби­ва­ли по ночам. Каждое утро на улицах Рай­гру­да лежало несколь­ко тел. В конце июня в го­род­ке по­яви­лись немцы, при­ка­зав­шие со­брать евреев на рынке. Этим за­ня­лись члены го­род­ской стражи и по­сто­рон­ние жители.

На­чал­ся погром. В этот день поляки должны были носить хри­сти­ан­ские кресты, чтобы их легче было от­ли­чить от евреев. Ход этой «опе­ра­ции» не от­ли­чал­ся от других — со­хра­ни­лись сви­де­тель­ства о му­че­ни­ях, утоп­ле­ни­ях в на­хо­див­шем­ся по­бли­зо­сти озере, из­би­е­ни­ях шта­кет­ни­ком и ду­бин­ка­ми. Затем евреев раз­де­ли, по­стро­и­ли чет­вер­ка­ми, им было при­ка­за­но пройти через весь город ко­лон­ной, во главе ко­то­рой вели ев­рей­скую жен­щи­ну с крас­ным зна­ме­нем в руках.

Тех, кто пы­тал­ся убе­жать, хва­та­ли и до­став­ля­ли в бли­жай­ший лес, ко­то­рый на­зы­вал­ся «Рай­груд­ские елочки». Там их раз­де­ля­ли на группы и рас­стре­ли­ва­ли. Группу из 40 че­ло­век со­про­вож­да­ли 50 жи­те­лей города. «Неуме­ло» за­стре­лен­ных жертв поль­ские доб­ро­воль­цы до­би­ва­ли ло­па­та­ми. Одного еврея за­ко­па­ли в землю на­по­ло­ви­ну, чтобы он «при­смат­ри­вал за осталь­ны­ми».

Одна из клю­че­вых фигур ан­ти­се­мит­ских со­бы­тий в Рай­гру­де, учи­тель Ан­то­ний Л., писал в своих ме­му­а­рах, что «все эти убий­ства пси­хи­че­ски тя­го­ти­ли его». Для успо­ко­е­ния после рас­стре­лов он ходил в гости и вел ученые беседы с мест­ным при­ход­ским свя­щен­ни­ком. Число убитых в этот день ев­рей­ских жи­те­лей Рай­гру­да оце­ни­ва­ет­ся, в со­от­вет­ствии с раз­ны­ми сви­де­тель­ства­ми, от 40 до 60 че­ло­век.

Многие из по­гро­мов, со­вер­шен­ных в Польше, по‑преж­не­му по­кры­ва­ет завеса мол­ча­ния. На каждом шагу встре­ча­ют­ся люди, ко­то­рые от­ри­ца­ют эти пре­ступ­ле­ния или, по край­ней мере, при­умень­ша­ют их мас­шта­бы. Почему это про­ис­хо­дит? Для этого есть много причин. Су­ще­ству­ет пси­хо­ло­ги­че­ский барьер, не поз­во­ля­ю­щий при­знать, что неко­то­рые поляки одоб­ря­ли или даже осу­ществ­ля­ли ан­тие­в­рей­скую по­ли­ти­ку на­ци­стов. Стыд. Неже­ла­ние на­ка­зать пре­ступ­ни­ков.

Лишь незна­чи­тель­ный про­цент по­ля­ков, об­ви­ня­е­мых в пре­ступ­ле­ни­ях против евреев, был при­знан ви­нов­ным, а при­го­во­ры в боль­шин­стве слу­ча­ев были сим­во­ли­че­ски­ми. И об­ви­ни­тель­ных при­го­во­ров было на­мно­го меньше, чем оправ­да­тель­ных. Суды не спе­ши­ли при­зна­вать, что не только немцы были в Польше па­ла­ча­ми евреев. 

Ис­поль­зу­е­мые в тексте цитаты за­им­ство­ва­ны из ма­те­ри­а­лов рас­сле­до­ва­ния Ин­сти­ту­та на­ци­о­наль­ной памяти (IPN), при­во­ди­мых в книге Ми­ро­сла­ва Три­чи­ка «Города смерти».

Ссылка на первоисточник
наверх