Практически все пост-советские годы в нашей системе образования, несмотря на всю внешнюю риторику, господствовала по сути формалистская, утилитарная методология подхода к вопросу воспитания детей. Его как такового вообще не было, воспитание детей объявлялось вещью неприоритетной, школа должна была только учить и все, точка. А воспитанием пусть там занимаются другие кто-то – родители. Семья прежде всего. Нет, в таком подходе, есть конечно и своя рациональная правда – где как не в семье воспитывать гражданина и патриота, да и вообще просто воспитывать человека.
Однако надо понимать реалии сегодняшнего дня, когда значительную, если не большую часть времени подросток проводит в школе, а затем и в различных внеклассных активностях. Это конечно не классическое «улица воспитала», но довольно близко по степени влияния на подростковое сознание и ориентацию по жизни. Естественно, что самоустранение школы от воспитания собственных учеников, причем воспитания именно в патриотическом духе, крайне пагубно сказывалось на всем климате как в обществе, так и непосредственно в молодежных коллективах. И государство наконец решилось исправить ситуацию – для чего Президент Владимир Путин подписал накануне специальные поправки в закон «Об образовании», которые предполагают внесение в образовательный стандарт и патриотическое воспитание школьников.
Конечно же моментально мы услышали стандартный набор либеральных мантр по поводу того, что мол все это работать не будет, власть опять насаждает «казенный» и «квасной» патриотизм, и вообще – это прямой путь к воспитанию оловянных держиморд. Тем не менее, проблема воспитания молодежи в патриотическом духе и с приматом уважения к нашей великой истории является проблемой нетривиальной и с учетом вызовов, которым встают перед нашей страной в последнее время далеко не второразрядной.
Следует отметить для начала, что от состояния умонастроения молодежи во многом зависит и будущее нашей политической системы на следующем витке ее развития. Не будем забывать, что все программы подготовки так называемых «будущих лидеров» , которые щедро финансируются Соединенными Штатами га самом деле в конце имеют, как правило, выход на молодежную аудиторию той или иной страны. страны, по больше части, являющуюся целью США в геополитическом противостоянии. Говоря о воспитании собственной молодежи не следует забывать о том, что если мы сами не будем заниматься ее обучением и воспитанием – этим займется какой-нибудь условный «госдеп» или «Британский совет»
При этом важно понимать, что в целях реального прогресса в патриотическом воспитании нужно в том числе и внимательно посмотреть на гуманитарные модули обучения. Посмотреть на то, что творится с преподаванием литературы (особенно современной, хотя бы 20 века), как обстоят дела с историей и обществознанием. Потому как нельзя воспитывать ребенка в патриотической парадигме и одновременно рассказывать небылицы про «сто миллионов» репрессированных или про то, что наша страна в 20 веке свернула со «столбовой» дороги мировой цивилизации. Без такого критического переосмысления и даже ревизии всего гуманитарного блока общеобразовательной программы не стоит и рассчитывать на то, что нам удастся вырастить сферических «патриотов» в вакууме.
Свежие комментарии