Народный дом являлся в дореволюционной России общедоступным культурно-просветительским учреждением. Россия была первой страной в мире, где начали строиться подобные дома для народа. Первый народный дом возник в 1882 году в Томске, а в Петербурге первый Народный дом открылся в 1883 году.
В США, стране в расовым разделением, такого явления не существовало вообще!
Большинство народных домов до 1914 г. были государственными (например, земские и муниципальные дома попечительства о народной трезвости), однако часто были и негосударственные Народные дома, построенные и финансируемые частными благотворителями.
В 1882 году Министерство Внутренних Дел утвердило устав Общества попечения о начальном образовании в Томске (одно из первых подобных обществ в России). В 1884 году была основана также библиотека.
Пользование библиотекой объявлялось бесплатным. Из собранных Советом Общества сведений видно, что в числе читателей библиотеки было около 77% учащихся начальных и уездных училищ в возрасте от 12 до 16 лет. Еще одним важным направлением в деятельности Общества стала организация с февраля 1883 г. публичных (народных) воскресных чтений. Уже за первый год было организовано 11 чтений.
Пётр Иванович Макушин (31 мая (12 июня) 1844, с. Путино Пермской губернии — 4 июня 1926, Томск) был сыном причетника, учился в Пермской семинарии и Санкт-Петербургской духовной академии. С 1868 по 1872 работал смотрителем Томского духовного училища. По его же инициативе в Томске в 1889 положено начало музею прикладных знаний. В 1889 году Санкт-Петербургский комитет грамотности наградил Макушина золотой медалью Императорского вольно-экономического общества за особо выдающиеся труды по народному образованию.
Немалое внимание в деятельности Общества отдавалось самим учащимся. Совет Общества ежегодно собирал сведения об имущественном и семейном положении беднейших учеников, ежегодно организовывались сборы для бедных школьников на теплую одежду и обувь . За первый год существования Общества расходы в данном направлении составили 5100 руб. 43 коп. Кроме выдачи одежды и обуви, ученики снабжались необходимыми книгами, пособиями, канцелярскими принадлежностями, им выдавались денежные пособия, стипендии, наиболее отличившимся в учебе, а также из средств Общества выделялись суммы на обучение в гимназиях наиболее способных выпускников начальной школы.
В 1887 году годовой приход общества достигал уже до 12,5 тыс. руб.
В литературе встречается упоминание о Губкинской заимке, как о саде, «где в 1909 году было устроено одно гулянье, привлекшее до 2500 чел.».
Народные дома России XIX — начала XX века старались объединить все формы образовательной и досуговой деятельности. Организуя культурный досуг населения, они ставили перед собой задачу развивать внешкольное образование, бороться с неграмотностью, вести лекционную работу. В них размещались библиотека с читальней, театрально-лекционный зал со сценической площадкой, воскресная школа, вечерние классы для взрослых, хор, чайная, книготорговая лавка.
При некоторых народных домах устраивались музеи, где сосредотачивались различного типа наглядные пособия, используемые при чтении лекций в процессе систематических занятий, передвижные и постоянно действующие выставки.
Из всех статей бюджета , расходы земств на народное образование стояли на втором месте после расходов на медицинское обеспечение народа (самая высокая статья бюджета) и к 1910 году выросли в течении 15 лет на 356,7 %.
В задачах Народных домов ставились следующие цели:
«Народный дом должен «обнять» всю деятельность частной инициативы в деле просветительной и экономической помощи народу. Народный дом должен быть открыт для всякого неимущего, который мог бы провести в нём с пользой час другой и за чтением хорошей книги, и за изучением того или другого общеобразовательного предмета, мог бы отдохнуть душой, слушая музыку, декламацию, игру артистов, мог бы серьёзно поучиться и получить даже возможность познакомиться с каким-нибудь ремеслом или искусством, мог бы в случае нужды найти помощь юриста.»
Открытие Народного дома состоялось 2 февраля 1903 года (по старому стилю). Он имел два зала и библиотеку-читальню. В нем читались лекции, проходили концерты. Несколько раз (5 марта 1903 года и 30 апреля 1905 года) в Народном доме выступал Ф.И. Шаляпин, бывал К.С. Станиславский. Здесь же работали вечерние школы и драматический кружок, которым руководил видный украинский писатель, драматург, этнограф И.М. Хоткевич. Народный дом был одним из лучших в России. На международной выставке в Брюсселе Харьковский Народный дом был отмечен Почетным дипломом.
1900-е годы. Народный Дом в Киеве.
Большой вклад в создание народных домов внесли Харьковское и Киевское общества грамотности, Славянское общество и Лекционный комитет в Одессе, львовское общество «Просвiта» и др.
Несмотря на сложность решения вопросов о строительстве, количество народных домов на Украине , было значительным. Например, в Харьковской губернии было 8 народных домов, в Екатеринославской — 7, в Киевской — 6. Народные дома были построены в малых городах и рабочих поселках. Кроме того, на Украине в 1912 г. функционировало около 50 рабочих клубов.
Планировочные решения народных домов, аудиторий и клубов: а, г — народный дом им. Н. В. Гоголя в Полтаве (1901); б — дом Общества грамотности в Киеве (проект, 1885); в — народный дом в Харькове (1909); д — Рабочий дом в Харькове (1909); е — аудитория в Киеве (1909); ж, з — аудитория-музей в Киеве (1909-1912). План второго этажа и деталь фриза.
В создании народных домов принимали участие передовые деятели русской и украинской культуры. Так, в 1901 г. в Полтаве при непосредственном участии М. М. Коцюбинского, П. Мирного и В. Г. Короленко был открыт народный дом им Н. В. Гоголя (автор проекта архит. А. С. Трамбицкий). Важную роль в общественной жизни Украины играли народные дома Общества грамотности в Киеве, «Рабочий дом» в Харькове и др.
Главной функцией народного дома считалось удовлетворение духовных потребностей рабочих и организация досуга. В связи с этим в докладе комиссии по строительству народного дома в Киеве говорилось, что «Киев, как крупный центр с многотысячным рабочим и ремесленным населением, не имеет подходящих учреждений для удовлетворения духовных нужд этого населения». Центральным элементом сооружения был зал, предназначенный для собраний, лекций и спектаклей, оборудованный небольшой сценой. Кроме того, в состав помещений входили библиотека, читальня, книжная лавка, музей, залы для занятий хора, естественно-научные кабинеты. В некоторых домах, в особенности обществ трезвости, кроме того, устраивали приюты, чайные и столовые.
г.Самара Народный Дом имени Пушкина
г.Барнаул Народный Дом
В городе Кыштыме Челябинской области в начале ХХ века назрела необходимость организации здорового и трезвого досуга для рабочих и служащих завода. Баронесса Клавдия Владимировна Меллер-Закомельская предложила использовать для организации народных развлечений деревянный рубленный склад флюсов, расположенный на берегу заводского пруда. Интеллигенция города поддержала предложение. Склад перестраивают. В 1903 году состоялось открытие Дома народных развлечений, со зрительным залом на 80 мест, с комнатами для работы кружков. Сюда переносится библиотека, хор педагогов и врачей. Начинает свою работу народный театр. На новом месте создается струнный оркестр рабочих и служащих чугунолитейного завода.
Общество народных развлечений являлось подразделением Акционерного общества Кыштымских горных заводов и финансировалось за его счет. Был принят устав, утвержденный Пермским губернатором. Обществу устройства народных развлечений «…имело целью содействовать доставлению служащим и рабочим местных заводов и прочему населению нравственных, трезвых и недорогих развлечений.» К предметам деятельности общества относились: устройство народных гуляний, чтений концертов и танцевальных вечеров.
12 декабря 1900 года произошло торжественное освящение здания Народного дома, названого «Заведением для народных развлечений императора Николая II». Это был самый большой Народный дом, в котором с декабря 1913 года и по январь 1914 года прошел
1-ый Всероссийский Съезд по народному образованию в Санкт-Петербурге,
куда съехались учителя со всех глубинок Российской империи, чтобы обсудить текущие проблемы народного образования и принятый план всеобщего обязательного обучения.
Предлагаем к прочтению часть статьи, размещенной в популярном русском еженедельном иллюстрированном журнале литературы, политики и современной жизни «Нива», №3, от 18 января 1914 года:
Народный дом Николая II. Урок гимнастики на детской площадке в день закрытия городских площадок доктором Е. Н. Замсской.
В 1911 году было принято решение о постройке Народного дома во Владикавказе.
Известный владикавказский архитектор Иван Васильевич Рябикин, взялся за проект Народного дома, который должен был быть построен на берегу Терека.
Была выпущена открытка рекламирующая постройку Народного дома и боны ,от продажи которых предполагалось собрать нужную сумму для постройки.
Но Первая Мировая война, затем революция нарушили все планы. Дом не был построен.
Этих денег, конечно, было недостаточно, и на помощь пришли жители города: средства на постройку дома передавались с благотворительных спектаклей и вечеров, жертвовали на благое дело мастеровые, матросы, офицеры, купечество, коммерсанты. Например, в 1903 году матросы и мастеровые внесли 171 рубль; каждый давал сколько мог—1, 3, 5 рублей.Закладка здания по проекту инженера П. А. Микулина состоялась в сентябре 1902 года, а в 1905 народный дом уже начал работать, правда, был он не достроен – всему виной русско-японская война. Только спустя два года внутренние работы были закончены, хотя на наружную отделку средств найти так и не удалось.
Народный дом, спроектированный в 1897 году Ф.О. Шехтелем, планировался к сооружению в Москве, на Девичьем поле.
Составленный в 1897 году по просьбе А. П. Чехова проект Народного дома предусматривал строительстсво эллипсовидного в плане здания, включавшего в себя театр, библиотеку, читальню, аудитории для занятий, лекторий, магазины и чайные. Фасад дома был запроектирован Шехтелем в формах, в общих чертах воссоздававших образцы ярославско-ростовского зодчества второй половины XVII века.
Основной корпус Народного дома на Тамбовской улице открылся в 1903 году. В нем находились театральный зал, читальня, классы для занятий, бесплатная столовая, чайная для неимущих и дешевая – для тех, кто в состоянии заплатить за обед 5–10 копеек. В цокольном этаже были оборудованы мастерские: слесарные для мальчиков, а для девочек – по обучению шитью и переплетному искусству. В башне располагалась обсерватория.
Чайная народного дома
Особой популярностью в Народном доме пользовалась общедоступная обсерватория, которая вмещала двадцать пять человек. В специальную книгу заносилось все, что было видно. В обсерватории наблюдали Юпитер, Венеру, горы на поверхности Луны. Один из сотрудников записал: «Замечено, что лица, побывавшие в обсерватории один раз, заглядывали туда второй и третий раз».
В структуру Лиговского народного дома входили отделы, выполняющие рекреационную, просветительскую функции и функцию социального обеспечения (отдел здоровых развлечений, внешкольного образования, благотворительности), деятельность которых носила некоммерческий характер; библиотека-читальня, дешёвая столовая или чайная. Иногда при библиотечках открывались пункты продажи книг и книжный склад.
Материальная база была такова: театральный зал, фойе, читальня-библиотека на 200 человек и чайная-столовая на 200 мест, предлагающие кроме дешёвых кушаний и чая граммофон, журналы, газеты, шашки; картинная галерея, склад и продажа книг для народа.
Весьегонское отделение общества народной трезвости открыло В 1903-1904 гг. один из первых в губернии народный дом, где показывали «живые картины», ставили спектакли и читали газеты. В зале размещалось до 350 венских стульев и 150 на галерке. Здание строилось «мороцкими» плотниками, которые считались хорошими мастерами.
Закладка фундамента состоялась летом 1903 года, а уже 22 октября 1904 года Народный дом был торжественно открыт. Трехэтажный, он казался приземистым за счет боковых крыльев, нисходящих к земле уступами. На самом деле здание было весьма вместительным. Зрительный зал предназначался для концертов и театральных представлений, а бесконечные кабинеты – для различных секций созданного вскоре Общества народных университетов. Его слушателями были простые люди, потянувшиеся к знаниям. Секция внешкольного образования (ее неизменный секретарь – писательница В.И. Дмитриева) устроила цикл популярных лекций по вопросам искусства с приглашением крупных специалистов из столиц.
Народный дом в Калуге был построен в 1911 г. на добровольные пожертвования к 100-летию Отечесвенной войны 1812 г.
В Костроме Народный дом был выстроен в 1902-1903 гг. на средства Костромского попечительства о народной трезвости. Здание сооружалось по проекту гражданского инженера И.В. Брюханова, осуществлявшего руководство строительством. Оно предназначалось для размещения зала для спектаклей, лекций и собраний на 560 человек, библиотеки-читальни, чайной и столовой. В 1902 г. рядом со строящимся зданием, в глубине квартала, было приобретено пустопорожнее место, на котором в последующие годы был разбит сад “для летних гуляний и развлечений”.
Народный дом в Костроме начал свою деятельность с 1904 г. Здесь проводились занятия воскресной школы, народные чтения, ставились спектакли труппой Костромского театра.
Народные дома строились по всей России. Санкт-Петербург и Москва, Харьков и Тифлис, Киев и Вологда, Томск и Кишинев, Самара и Майкоп. Народные дома помогают строить органы власти и земства, дворянские общества и предприниматели, общественные организации. За большими городами к процессу подключаются города небольшие и села. К 1917 году в одной только, например, отдаленной Северо-Двинской губернии насчитывалось 98 Народных домов. В Яренском уезде, например, входившем в губернию, было 19 народных домов со штатом 15 человек, в Сольвычегодском – 18 со штатом 18 человек.
Нужно отметить, что государственные органы власти выступали гарантами становления народных домов: либо им принадлежала инициатива постройки дома и поиск партнёров и меценатов для этого (например, Псковский народный дом был устроен городским управлением), либо они морально и материально поддерживали уже проявленную инициативу (так, Нижегородская городская дума постановила 19 октября 1905 года «принять содержание народного дома в Нижнем Новгороде на счёт города»), либо они выступали посредником в поисках возможных содержателей домов. К примеру, Томская городская дума передала в аренду местному союзу русского народа народный дом, построенный на частные средства.
Государство декларировало обязательство материальной защиты народных домов и контролировало адекватность содержания их работы требованиям, которые выдвигались при их финансировании. Одновременно с этим огромную роль в создании и работе народных домов играли благотворительные акции частных лиц и общественных организаций. Так, в Петербурге был открыт упомянутый уже Лиговский народный дом. Меценатами выступали и общественные организации: попечительства о народной трезвости, о народных чайных, общества народных развлечений, грамотности и другие.
Идея народного дома была привлекательна тем, что фундаментом его создания служили:
благотворительность;
ставка на частную инициативу;
общедоступность;
демократизм;
поощрение и поддержка любых творческих проявлений, инициатив населения, организаций и предприятий;
содействие воспитанию детей через активную деятельность;
ориентация на группы особого внимания (социально незащищённые и «напряжённые» категории населения).
Мы привели только малую часть того из что строилось по всей стране для народа. Общедоступное для практически всех слоёв населения!
Свежие комментарии