На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Зеркало дня

5 379 подписчиков

Свежие комментарии

  • Алексей Васицев
    Точно, гвоздем 150-200мм или лучше шурупом, такого же размера)))))))))))))))Вот такое нашли в...
  • Ольга Заварухина
    Александр не надо нервничать, на тот свет успеете,  наш народ не желает раньше времени покидать белый свет. Рассказыв..."ВЕЛИКОБРИТАНИЮ С...

ЗАБЫТЫЕ РУССКИЕ

Забытые Русские

Весьма влиятельный в США и Евросоюзе ученый Самюэль Хантингтон (1927-2008) некогда написал: «Конфликт между либеральной демократией и марксизмом-ленинизмом был конфликтом идеологий, которые, невзирая на все различия, хотя бы внешне ставили одни и те же основные цели: свободу, равенство и процветание. Но Россия традиционалистская, авторитарная, националистическая будет стремиться к совершенно иным целям. Западный демократ вполне мог вести интеллектуальный спор с советским марксистом. Но это будет немыслимо с русским традиционалистом. И если русские, перестав быть марксистами, не примут либеральную демократию и начнут вести себя как россияне, а не как западные люди, отношения между Россией и Западом опять могут стать отдаленными и враждебными».

Хантингтон совершенно не опасался французского, итальянского, английского национализмов и даже германского традиционализма из-за их вполне земных устремлений, понятных ему. Но вот об исторической России он думал совершенно не так. Советский марксизм у этого представителя мировой элиты опасений не вызывает, ибо и вышло это учение с Запада, и направлено на приучение человека, исключительно, к земным благам, довольству и комфорту. С. Хантингтон откровенно страшиться того, что «русские… начнут вести себя как россияне», то есть как православные христиане. Ведь только Православие делает русских русскими и Россию Россией. Во всем прочем мы и не отличаемся от народов Европы и Америки. Православие создало русский национальный характер. И понимание России как престола Пресвятой Богородицы не позволяет подчиниться материалистическим ценностям чужого мира.

В православном христианстве не принято выпячивать родоплеменную принадлежность. Завет апостола Павла всем православным известен: «А теперь вы отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших; не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его, где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос» (Кол. 3, 8-11).

Мы знаем святых, отмеченных прозвание по месту их подвига или служения. Например, преподобный Арсений Каппадокийский или 40 Севастийских мучеников, или святитель Спиридон Тримифунтский. Мы выделяем святых, прославленных за их особые достоинства, дарованные им Богом и важнейшее значение для Церкви Христовой. Например, святитель Иоанн Златоуст, преподобный Антоний Великий и святитель Василий Великий. Есть еще множество прозваний святых столь дорогих православным. Но вот в «Синаксаре» с трудом можно найти святых, где обозначается в именовании национальность, этнос и т.д. Современный ученый А. И. Грищенко сообщает об этом: «Всего данный перечень содержит 69 памятей… Чаще всего в нем встречаются святые-персы (17 памятей), затем следуют грузины (10), сирийцы (6), болгары (6), египтяне (5), готы (4), русские (4), греки (3) и арабы (3); оставшиеся… (маркирующие албанцев, алеутов, венгров, влахов, галатов, исавров, самаритян, сербов, фракийцев, эфиопов, якутов) встречаются каждый в одной памяти». Почему так произошло? Ответ может быть такой — необходимо было подчеркнуть в каждом конкретном случае связь святого с его народом и страной. Разобрать все ситуации достаточно сложно. А поэтому сосредоточимся на русских святых.

Для многих и многих людей на всей планете Земля русскость неизменно означала и православность. Недаром православные христиане в основном на Балканах чтят четырех святых, имеющих прозвание Русский. Для них Русский равен слову Православный, ибо Россия виделась на протяжении столетий, как оплот и защитница Православия.

К сожалению, в России мало знают о мученике Павле Русском (1683 г.), праведном Иоанне Русском, исповеднике (1730 г.), преподобномученике Пахомии Русском (Афонском) (1730 г.) и священномученике Константине Русском (1742 г.). Все эти почитаются православными греками. Они явили образец святости вне пределов России и поразили своей верой другие народы.

Если обратиться к датам, то эти русские святые пострадали за Господа нашего Иисуса Христа в конце XVII – XVIII вв. на территории Блистательной Порты (Оттоманской, Османской) империи. И это не случайно. Именно, в эту эпоху Россия активно начинает защищать православных христиан, находящихся под властью турков-мусульман.

Жития трех святых очень похожи, а вот житие праведного Иоанна Русского отличается.

Мученик Павел Русский и священномученик Константин Русский (до прославления священник Константин с фамилией Неаполитанский) из-за разных обстоятельств заявили о принятии ислама, а потом исповедовали Христа и приняли за это мученическую кончину.

Из жития мч. Павла узнаем, что «…он юношей был уведен в плен крымскими татарами и оказался в Константинополе. Некий христианин выкупил его. Павел, женившись на русской женщине, благочестиво жил в Константинополе, пока его не поразила эпилепсия.

Во время припадка близкие решили отвести его, несмотря на сопротивление, в храм Матери Божией, где многие больные с умственными расстройствами находили исцеление. По пути им встретились турки: несчастный Павел объявил им, отчаянно вырываясь, что он мусульманин.

Через два дня турки, которые услышали эти слова, рассказали визирю о насилии, причинном одному из их единоверцев. Когда в упомянутую церковь явились солдаты, разум тотчас же возвратился к больному, и он спокойно объяснил судье, что никогда не имел намерения стать мусульманином, а слова эти вырвались у него невольно во время припадка эпилепсии. Турки, однако, не поверили ему и стали угрожать смертью. В это время жена Павла, стоявшая позади него, убеждала мужа на русском языке оставаться твердым в исповедании христианской веры и не бояться смерти, которая приобщит его к лику святых. «Что касается меня, − говорила она, − я почитаю за великое счастье быть супругой мученика».

Тогда визирь приказал привязать женщину к столбу во дворце и высечь розгами.

После того как Павел трижды подтвердил свою приверженность Христу, турки обезглавили его на месте, где прежде был ипподром…»

Сщмч. Константин (которого часто именуют неправильно Констанцием Неаполитанским) служил в качестве священника в русском посольстве. Фамилию свою он вероятно получил в духовном училище или семинарии по месту рождения в г. Новгороде Великом. Новгород — по греч. звучит как Неаполь. Тогда существовала традиция менять неблагозвучные фамилии семинаристов на более пристойные. Отец Константин прославился своей миссионерской деятельностью, благотворительностью и ученостью (он изучил греческий язык в совершенстве и начал переводить греческие православные книги на русский язык). Будущий священномученик несколько лет прожил на Афоне и совершил паломничество в Палестину.

Из-за гнева на нового российского посла иеромонах Константин перед самим турецким султаном отрекся от Православия и принял ислам. Его обласкали и даже наградили власти Османской империи. «Но вскоре он горько раскаялся в содеянном. Желая мученической смертью искупить вероотступничество, он снял мусульманские одежды, облачился в рясу и вновь исповедал христианскую веру в присутствии султана. Тотчас же стража отрубила ему голову у входа в султанский дворец».

Прмч. Пахомий Русский (в миру – Прокопий) был захвачен в плен крымскими татарами в Малороссии и продан в рабство. Хозяин Прокопия, видя его честность и благородство, а также умелую ремесленную работу, пытался побоями и уговорами склонить раба к переходу в ислам. Но ничего турок сделать не смог. И предложение женитьбы на дочери хозяина не заставило Прокопия отказаться от веры Христовой. Тогда, видя такую стойкость. Хозяин отпустил Прокопия на волю. Молодой человек собрался отправиться на Афон и принять монашеский постриг, но заболел. «Между тем, соседние турки, узнав о всем, что происходило с Прокопием, и не желая выпустить его из своих рук, захотели самую болезнь его употребить в свою пользу. Собравшись в дом, где лежал в болезни юноша, они ложно разгласили, что во время болезненных припадков он отрекся от Христа и дал им слово потурчиться, как скоро поправится в силах. Вследствие сего, когда он начал поправляться от болезни, его насильно одели в турецкое платье, не совершив, впрочем, обряда обрезания. Как ни отвращался, как ни отрицался и как ни проклинал Магомета и его учение Прокопий, турки слышать не хотели, твердя одно, что он уже однажды навсегда отрекся от своей веры и принадлежит их пророку…

Прокопий в негодовании удалился оттуда в Смирну под видом купца, и оттуда, сбросив с себя турецкое платье, сбежал на святую Афонскую Гору, где, близ Свято-Павловской обители, у одного добродетельного старца Иосифа, имевшего особенный дар рассуждения, и провел двенадцать лет в послушании, приняв от него ангельский образ (иноческий постриг) с именем Пахомий и исповедав все, что с ним происходило и что случилось в минувшие годы…»

Святой Пахомий вернулся в селение Урсаки, где он был рабом и исповедовал перед судьей христианство. «Когда повлекли его связанного на место казни, множество турок и христиан следовали за ним: первые из них неистовствовали над страстотерпцем, оплевывая и понося его, а последние, то есть христиане, желали видеть блаженную его кончину. Тогда как в тайной молитве молился за всех святой Пахомий и, достигнув места своей смерти, преклонил колена, палач не хотел обезглавить его и шептал ему вполголоса, чтоб не губил напрасно своей жизни, а лучше отрекся бы своего Христа и наслаждался земным блаженством, которое предоставляет ему Магомет и верные его рабы.

– Делай то, что тебе приказано, – отвечал святой Пахомий, – и не теряй напрасно времени!

И святая глава дивного страстотерпца была отсечена! Таким образом Пахомий получил славный венец мученичества: святые мощи его чрез три дня взяты были христианами и честно похоронены. А палач, едва только отсек голову мученика, тотчас взбесился, кричал и испускал пену, бегал по городу и после немногих дней умер».

Праведный Иоанн Русский, в отличие от свв. Павла, Пахомия и Константина никогда не отрекался от Пресвятой Троицы и даже обманом турки не смогли причислить к мусульманам. Праведный Иоанн, бывший солдатом армии Петра Первого и попавший в плен, а затем проданный в рабство, терпел все побои и издевательства, насмешки даже и от рабов, вел благочестивый христианский образ жизни, молился и смиренно служил всем своим ругателям. И хозяин его — ага (военачальник из янычар) стал уважать святого и запретил издевательства над праведником.

Праведный Иоанн Русский уже при жизни прославился чудесами. Первое же его чудо проявилось как дань уважения к господину. По молитвам святого Иоанна блюдо с домашним пловом было перенесено из Прокопиона (Малая Азия) в Мекку, где появилось в гостевой комнате высокопоставленного янычара. Причем плов казался только что приготовленным, но лежал на медном блюде с клеймом самого аги. Когда турок вернулся из мусульманского паломничества и привез блюдо домой, то все изумились, как христиане, так и приверженцы ислама. Хозяева стали с большим почтением относиться к святому и просили его перейти жить из конюшни в дом, но праведник категорически отказался.

После ухода ко Господу (1730 г.) праведный Иоанн Русский прославился многими чудесами. Его тело было обретено через три года нетленным. А когда Прокопион захватили отряды, посланные султаном против янычар, в 1832 г., то есть через сто лет, враги мощи попытались уничтожить. «Когда открыли гробницу святого Иоанна и не нашли в ней никаких ценностей, они с гневом выбросили святые мощи во двор и хотели их сжечь, чтобы посмеяться над христианами. Набрав дров, они разожгли костер, но, к их удивлению, мощи опять оказались в церкви. Не вразумившись этим чудом, они вынесли их во второй раз и положили на костер, но огонь не коснулся святыни. И тут воины увидели Иоанна живым, с грозным видом, стоявшим среди огня, жестом руки и словами угрожавшим им за их дерзость. Тут уже турки больше не выдержали и в ужасе разбежались, оставив не только мощи святого, но и все награбленное в Прокопионе. На другой день несколько стариков-христиан пришли к церкви и нашли тело святого в целости среди обгоревших углей и пепла. Оно почернело от дыма и копоти, но было таким же благоуханным и нетленным».

Ныне же мощи исповедника находятся на греческом острове Эвбея в поселке Неопрокопион в храме во имя святого праведного Иоанна Русского. И там фиксируются с благоговением все новые и новые чудеса, совершаемые Господом около гроба и по молитвам святого Иоанна Русского.

А теперь мы вернемся к страхам американского философа, политолога и социолога Самюэля Хантингтона. Они непосредственно связаны и с русскими святыми, о которых мы и попытались здесь поведать. Хотя вряд ли протестант Хантингтон когда-нибудь и слышал об их подвигах.

Последний великий русский православный философ Алексей Федорович Лосев как-то сказал своему другу Арсению Гулыге: «Раз ты считаешь себя русским, ты православный, и нечего дурака валять; православие ты усвоил с молоком матери…»

Хантингтон — певец западных «ценностей», несмотря ни на что, ведь отлично понял, что пока русские остаются русскими, то есть православными христианами, они никогда не будут полностью поглощены Западом. Да и не дадут превратить в аморфную массу иные нации, хотя бы и примером своим. Даже тот, кто отрекся от Господа нашего Иисуса Христа, Православия и России, всегда может покаяться и вернуться в лоно Матери-Церкви. Православие вошло в душу русского народа и его не вытравишь до конца-края ничем. Об этом свидетельствуют и праведный Иоанн Русский, и мученик Павел Русский, и священномученик Константин Русский, и преподобномученик Пахомий Русский.

Даже чужбина не в состоянии искоренить тягу русского человека к Истинному Богу, если русский народ хочет оставаться русским и не превратиться в пластилин для современных архитекторов народов, религий и государств.

Русские — это православные. Просто православные христиане. Иного не дано. И на этом стояла и будет стоять Империя наша.

Александр Гончаров

http://www.segodnia.ru/content/190921

Картина дня

наверх